Беспокойный возраст: в какие годы ждать от ребенка кризиса возраста и как справиться с этим состоянием?
Содержание
С тех пор, как беспечный дошкольный возраст остается за плечами, личность начинает развиваться уже на новом уровне. В ежедневный ритм встраиваются и учеба, и система оценок, ребенок должен привыкнуть к еженедельному рабочему ритму, к тому, что жизнь может быть суровой к нему. Для первоклашки новая реальность становится необходимостью вместе с потребностью в изучении нового, надеждами на лучшее, как и с опасениями перед вероятными неудачами.
В дошкольном возрасте без кризисов тоже никуда. В эти моменты происходит личностный рост, ребенок переживает новый опыт и осознание, при этом физиологическое созревание становится его новой опорой.
В слове “Кризис” нет ничего плохого, на греческом языке это слово означает что-то вроде точки невозврата, поворотного пункта. Появляются новые цели и возможности, формируются новые ориентиры. Из кризиса всегда выходят обновленными, невозможно остаться прежним, застрять на предыдущем этапе развития. Чем сильнее сопротивляться переменам, тем болезненнее пройдет этот период. Изменения происходят следующие:
- физиологические-анатомические;
- психологические и психомоторные;
- в поведении и в восприятии социумом.
Периоды кризисов у детей
Первый кризисный период предстоит вытерпеть родителям годовалого ребенка, его называют кризисом старшего ясельного возраста. Этап завершается к трем годам.
Эриксон говорит о том, что малышу, который может быть даже еще не отлучен от груди, самое важное — удовлетворять основные примитивные потребности для жизни. Кризисные проявления у детей до года органично вписываются в телесный рост, к примеру это время, пока режутся зубы.
После года уже запускаются более сложные механизмы, ребенок наращивает стремление к общению, в связи с развитием мозга появляется потребность в интеллектуальных нагрузках, а не только в двигательной активности.
Трехлетки уже начинают говорить, и легко овладевают речью, кризис проявляется как желание самостоятельно принимать решения.
Школьный период
Самое важное для малыша — стать большим, пойти в школу, как старшие, получить уважаемый статус среди ровесников. Поэтому перед школой дети стремятся изучать новое и общаться.
Это время лучше всего подходит, чтобы увлечь ребенка учебой, простимулировать к получению знаний.
Кризис семилеток будет успешно преодолен, если взрослые покажут, что им можно доверять. Доверительное общение, терпение и ощущение принятия для малыша — это биологическая потребность в младшем школьном возрасте, ребенку необходимо чувствовать себя в безопасности.
Влияние социума
Психологов беспокоит, что возрастные кризисы дошкольников до сих пор не пользуются интересом у ученых теоретиков, исследований по ним недостаточно. Старшие дошкольники ведут себя непредсказуемо, воспринимают окружающее искаженно в соответствии с накопленным жизненным опытом. Опираться на изученные в школе предметы и мыслить абстракто они еще не могут. На появление этих искажений влияет множество факторов самого разного плана, информация поступает непредсказуемо.
Взросление детей, созревание их психики и воспитание происходит в самых разных социальных условиях, при различных нравственных требований и в разном психологическом климате.
Процесс перехода из детсадовской группы в школьный класс может быть осложнен и предыдущим опытом, и текущей обстановкой вокруг ребенка. Огромное значение имеют условия проживания и достатка, чтобы переход был успешным.
Добавить комментарий